Текстиль из натурального шелка – один из самых дорогих в производстве. Но, несмотря на это, он заслужено пользуется большим спросом уже много веков. Причина тому – прекрасный внешний вид, экологичность и высокие гигиенические характеристики таких материй. Натуральная шелковая ткань – это истинное наслаждение как для тела, так и для глаз. Она приятна на ощупь, очень комфортна в носке, при этом обладает ни с чем не сравнимой «текучестью» полотна, отличается мягкостью, нежностью, неповторимым шелковым блеском.
История шелка
Все гениальное рождается случайно. Императрица Хсай Линг Ши отдыхала в тени тутового дерева за чашкой чая, неожиданно упал в горячий чай кокон шелкопряда. Женщина взяла его в руки и начала разматывать тонкую нить. И тут ей пришла в голову идея, что эту нить можно использовать для производства ткани.
Нежнейшая материя имела баснословную стоимость, производилась мастерами по началу только во дворце и только для императорской семьи. Самый древний кокон шелкопряда найден при раскопках в провинции Шаньси, датируется ок.2000 годами до н.э.
Сезон шелководства длится 6 месяцев, пока тутовые деревья дают листья для питания.
Секрет производства шелка китайцы хранили ревностно. Секрет имел статус государственного. Продавали шелк дорого. Великий шелковый путь гордо носит название основного товара того времени – шелка.
Караванная дорога была главной трансконтинентальной дорогой, по которой вывозили из Китая шелк. Кроме ткани также везли караванами китайский фарфор, чай, рис, пряности, косметику. И обратно в Китай ввозили золото, серебро, хлопок, шерсть, лошадей, фрукты.
Шелк ценился в Европе на вес золота, позволить себе его могли только очень богатые люди. Но высокая стоимость не снижала покупательской потребности, ткань пользовалась бешеным спросом.
При том в одежде из шелка не живут насекомые, коих в средние века в следствии низкой гигиены было предостаточно.
Есть у шелка ценнейшая особенность: одежда из этого материала имеет целебные антибактерицидные свойства. При контакте с кожей усиливается регенерация клеток, излечиваются кожные заболевания.
Тщательно хранили секрет китайцы. Но примерно в 5 веке информация все-таки просочилась вместе с контрабандой яиц шелкопряда и тутовых семян за пределы Поднебесной. Утекла изначально в Индию, а позднее в Византию и другие европейские страны.
Описание производства
В настоящее время шелк выпускают во многих странах. Технология современного производства ткани практически не отличается от первоначальной, хотя часть процессов автоматизирована. Самого высокого качества шелк по-прежнему получают в Китае.
Технология производства долгая и кропотливая, требует постоянного к себе внимания.
Саму нить получают из кокона шелкопряда. Полный жизненный цикл яйцо-личинка-куколка бабочка занимает в среднем 60 дней. Хранят яйца (грены) в период покоя при температуре +2, +30. Яйца могут сохранять свою жизнеспособность в течение 2-х лет.
Для стимулирования оживления грены, постепенно увеличивают температуру в инкубаторе до 20-250. Червячки шелкопряда появляются на свет на 7-12 день, они очень маленькие, до 2 мм. Следующие 30 дней червячки постоянно и очень много едят, съедая листьев в 20 раз больше своего веса. Целые плантации шелковицы выращивают для прожорливых гусениц. Взрослая гусеница вырастает до 5-7 см, несколько раз линяя и сбрасывая старую шкурку. Размер гусеницы зависит от вида и условий содержания.
Тутовый шелкопряд гусеница
Фермы по выращиванию шелкопрядов обустраивают таким образом, чтобы гусеницы жили на специальных сетчатых поддонах, на которые выкладывают листья для питания. Важно следить за температурой и влажностью в помещении. Шелкопряды чувствительны к сквознякам, посторонним запахам и шуму.
Через 30 дней выкладывают на поддон коконники, на которых удобно завивать коконы. Подходящими материалами для коконника являются солома, прутики и ветки растений. На ветке взрослая гусеница начинает завивать кокон. Она вытягивает для этого из специального сосочка на нижней губе вязкую субстанцию, которая на воздухе мгновенно застывает в нить.
Одна гусеница формирует нить длиной до 1000 м.
2-3 дня занимает весь процесс коконизации. На следующем этапе, по окончании формирования кокона, проводят калибровку и отбор коконов. Лучшие экземпляры используют для продолжения рода, из них через 12-15 дней выйдет бабочка шелкопряда. Когда-то несколько тысяч лет назад эти бабочки летали.
Ворсовые материи
Эта группа тканей обладает высокой степенью декоративности и нарядности. Работать с ворсовыми полотнами достаточно сложно, поэтому пошив изделий осуществляется только профессиональными мастерами, обладающими навыками раскройки лекал, обработки швов и прочими.
Материи, относящиеся к этой подгруппе, выделяются тем, что имеют плотное ворсовое крепление, идеальный и выразительный рисунок.
К ворсовым тканям относятся:
- Бархат для пошива платьев. Полотна со сплошным, довольно плотным ворсом и устойчивым вертикальным расположением. Чаще всего этот материал производится однотонным, но в редких случаях можно встретить образцы с набивным рисунком.
- Велюровый бархат. Плотный материал с приглаженным, слегка наклоненным вискозным ворсом, высотой до 2 мм. Эта ткань значительно увесистее той, что применяется для пошива платьев.
- Вытравной велюровый бархат. Вискозный ворс расположен не сплошным полотном, а только на самостоятельных участках, предусмотренных рисунком.
Минусы шелковой ткани
Имеются также и недостатки:
- Цена. Натуральный шелк имеет высокую стоимость.
- Воздействие ультрафиолета. Длительное воздействие солнечных лучей портит ткань. Поэтому не следует приобретать пляжные комплекты из натурального шелка.
- Пятна от жидкости. При попадании капель воды, пота, дождя на поверхности шелковой ткани остаются разводы.
Осторожность при утюжке. Шелк не любит горячего воздействия. При длительном воздействие высоких температур, ткань теряет эластичность, становится хрупкой.
Несколько советов для тех, кто любит блестящие ткани
Сегодня сверкающие и переливающиеся полотна снова в тренде. Но чтобы выглядеть действительно стильно, важно не переборщить с сиянием и блеском. Вот несколько рекомендаций от ведущих модельеров:
- В повседневном гардеробе допускается использование лишь одной вещи с пайетками или люрексом. Чаще всего это юбка, к которой подбирают жакет или кофту из матового материала.
- Наиболее органично с блестящими тканями сочетаются льняные полотна, джинсовые материи, джерси или плотный трикотаж.
- Переливающиеся и сверкающие изделия визуально увеличивают объем, поэтому не всегда подходят людям с пышными формами.
- В мужских костюмах сияющие материалы применяются только как сценический вариант.
Блестящие ткани включают в свои коллекции многие дизайнерские студии: Dolche&Gabbana, Alexander McQueen, Gucci, Max Mara и другие. Каждая модница может выбрать ту степень сияния, которая подходит только для нее.
Где используют шелк
- Одежда. Основное направление использования натурального шелка – пошив одежды. Благоприятные свойства ткани, богатый внешний вид и приятные тактильные ощущения — идеальное сочетание для создания модной удобной одежды. Женская, детская, мужская одежда – платья, костюмы, рубашки; различные аксесуары – платки, косынки, галстуки, декор.
Для шелкового текстиля нет ничего невозможного в модельной индустрии.
- Домашний текстиль. Шелковые ткани хорошо драпируются, имеют презентабельный внешний вид. Поэтому его используют для украшения домашнего интерьера. Шелковые гардины, покрывала, постельное белье. Из плотных видов шелка делают чехлы для мебели, драпируют стены.
Шелковое постельное белье
- Медицина. Шелковые нити используют, как хирургический шовный материал. Идеальный материал для зашивания послеоперационных швов. Бактерицидная нить не рассасывается, но содержащаяся в ней аминокислота ускоряет регенерацию клеток, обеззараживает рану.
Шелковая нить в медицине
Полукреповые материи
К этой разновидности, прежде всего, относится крепдешин и легкий шелк. В основу полукреповых тканей входит шелковое сырье метакса, которое добавляет материалу глянцевую привлекательность, а за счет использования полотняной технологии плетения, структура ткани хорошо драпируется, приобретает устойчивость и эластичность. Изделия, изготовленные из крепдешина, практически не мнутся, соответственно, очень практичны в носке.
Следующие представители полукреповых материалов – креп-сатин и креп-атлас. Описание тканей-шелк можно выразить таким образом: имеют довольно плотную текстуру, тяжелые, внешне почти не отличаются друг от друга. Лицевая сторона крепового сатина и атласа гладкая, а изнанка мелкозернистая. При производстве применяется атласное витье с креповым кручением нитей утка. Креп-сатин и креп-атлас используется для изготовления практически любых изделий: ежедневная одежда, вечерние наряды, облачение для сна и отдыха, занавески, дорожки, чехлы и другое.
К репсовым полукреповым тканям относится креп-марокен с выраженной скруткой нитки в основании. Такие ткани отличаются практичностью, прочностью, очень устойчивы в носке, имеют шероховатую и рельефную текстуру. Из креп-марокена отшивают деловые костюмы, повседневные и парадные наряды.
Еще одним представителем репсового плетения является файдешин (вариация крепдешина). Этот материал имеет довольно плотную специфическую структуру, за счет чего на лицевой стороне полотна поперечный рубчик выражен слабо. Применяется эта ткань для пошива одежды, в исключительных случаях занавесок.
Виды натурального шёлка
Современные производственные технологии позволяют изготавливать невообразимое количество видов натуральной шелковой ткани, отличающихся качеством сырья, видом плетения нитей в полотне, способом обработки и окрашивания, ценой.
Но изначально шелковую нить из тутового волокна можно получить только двух сортов:
- Малбери – самый качественный дорогой сорт шелка, получаемый на шелкопрядных фермах. Селекция и идеальные условия содержания позволяют получить тонкую ровную нить.
- Тусса – сорт шелка, получаемый от диких гусениц, которые живут в естественных условиях тутовых садов. Нить получается не такой ровной и тонкой, но основные характеристики сохраняются
Гладьевые материи
Гладьевые шелковые ткани различаются по составу волокна на следующие виды:
- Основа из вискозы с ацетатным утком.
- Основа из ацетата с вискозным утком.
- С основанием из вискозы с триацетатным утком.
- С основанием из триацетата с вискозным утком.
Всю гладьевую подгруппу шелка связывают одинаковые свойства, такие как совершенно сглаженная поверхность полотна и средняя плотность. Материал производится по полотняной, саржевой, атласной либо мелкоузорчатой технологии свивания из метаксы ослабленной пологой крутки, которая не дает крепового эффекта. Ткани гладьевой группы визуально похожи на хлопковых представителей, но они мягче и больше блестят.
К гладьевой подгруппе шелка относятся:
- Атлас/сатин/мокрый шелк. Это переливистые шелковые полотна атласного свивания, ровные и глянцевитые с лицевой стороны и матовые с изнанки. Эти ткани отлично драпируются.
- Шелковое полотно. Материал средней плотности с нежным блеском и наименьшей степенью прозрачности. По наружным признакам материал похож на штапельное полотно, но практически не мнется.
- Муслиновая ткань. Тонкая, не совсем прозрачная шелковая ткань с переливами из ниток муслинового кручения средней степени. Полотно имеет привлекательный внешний вид, но есть и минус – расхождение нитей.
- Шифон. Тонкий и воздушный материал. Он может быть однотонным, а также встречается шелковая ткань с узорами. Чаще всего применяется для изготовления рубашек и платьев.
- Туаль, фуляр. Оба полотна изготовляются полотняным свиванием, характеризуются воздушностью и пластичностью. Фуляр более легкий материал.
Мокрый шелк можно разделить еще на несколько видов:
- Дюпон.
- Шармез.
- Фай.
Все эти ткани имеют разную степень плотности и блеска. Применяются они для пошива нарядов для вечернего выхода и эксклюзивного постельного белья.
Самые распространенные виды шелковых тканей
Атлас
Переводится дословно с арабского как «гладкий». Особый вид атласного переплетения нитей изобрели в Китае – основа перекрывает пять и более горизонтальных нитей утка. В результате такого плетения получается ткань гладкая блестящая с одной стороны и матовая шероховатая с другой.
Используют атлас при пошиве свадебных платьев, вечерних нарядов, смокингов, шарфов, галстуков, применяют для отделки обуви, пуантов, а также шьют постельное белье. Хорошо драпируется. Существуют сорта атласа: муаровые, узорчатые, гладкие, тяжелые и др.
Натуральный шелковый атлас — это ткань премиум-класса, дорогая, плотная, прочная, но вместе с тем деликатная, требует деликатного отношения
Шармез
Шелк схож с атласом: такая же глянцевая лицевая гладь и матовая изнаночная. Но шармез тоньше атласа и нежнее. Прекрасен в одежде, ткань буквально струится по телу, принимая формы фигуры.
Шелк Шармез
Шелк-сатин
Плотное глянцевое полотно получают из соединения хлопкового сатина и шелка. Ткань дешевле шелка, долговечнее. Из шелк-сатина шьют постельное белье, рубашки.
Популярность материала шелк сатин обусловлена его красивым и презентабельным внешним видом
Шифон
Очень тонкая, нежная, полупрозрачная ткань полотняного переплетения. Может иметь креповую скрутку, что влияет на плотность и прочность материи. Идеально подходит для пошива легких летних платьев, сарафанов, блузок, шарфов.
К разновидностям шифона относятся перламутровый перлшифон, атлас-шифон, креп-шифон, шифон-жаккард.
Ткань Перл шифон
Газ
Прозрачная легкая материя с особым переплетением нитей – две нити основы пересекаются с одной горизонтальной уточной. Слабое плетение позволяет быть материи такой воздушной.
Разновидности газа в зависимости от внешнего вида, методов переплетения нитей: рис, марабу, кристалл, иллюзион.
Шелковый ГАЗ используют при шитье бальных нарядов, в декоративной отделке свадебных, вечерних нарядов
Креп
Тонкая плотная шелковая ткань, изготовленная из нитей с высокой креповой круткой основы и слабо скрученных нитей утка. Поэтому имеет внешний вид со слегка фактурным рельефом.
Виды крепдешина: креп-шифон (прозрачное воздушное полотно), креп-сатин (гладкая поверхность), креп-жоржет (гофрированное блестящее полотно), крепдешин.
Плательный и костюмный вид материи.
Ткань креп шелк однотонный
Органза
Полупрозрачная воздушная в меру жесткая материя из туго скрученных шелковых нитей. Бывает матовой или с переливающимся эффектом, набивной или гладкокрашеной. Жатую органзу получают методом обработки прессом. Используют для шитья концертных платьев, декоративных украшений – цветов, бантов.
Также используют как гардинный текстиль для украшения окон.
Шелковая органза
Муслин
В переводе с фр. Mousseline — кисея. Тончайшая прозрачная ткань полотняного переплетения, изготовленная из туго скрученных шелковых нитей.
Из муслина шьют бальные платья, пеньюары, платки, косынки.
Шелковый муслин
Шелковая вуаль
Французское слово Voile в переводе: дымка, занавес. Гладкая полупрозрачная шелковая материя. Вуаль бывает набивная, крашеная, с вышивкой, кружевами. Используют в качестве украшения женских шляпок и причесок.
В отличии от органзы имеет мягкую структуру.
Легкая, невесомая материя используется как украшение для шляпок и женских причесок. Шикарно смотрится свадебная фата из шелковой вуали.
Шелковая вуаль
Тафта
Персидское слово Taffeta — в переводе сотканное, скрученное. Блестящая тонкая ткань полотняного переплетения из очень туго скрученных шелковых и хлопковых нитей. Поэтому тафта имеет плотную жесткую структуру, мнется ломкими складками, хорошо сохраняет форму.
Используют для шитья верхней одежды, вечерних нарядов, нижних юбок, портьер.
Тафта бывает однотонной, набивной, гобеленовой, жатой, гладкой
Туаль
Ткань высокой плотности полотняного переплетения. Имеет легкий блеск, отлично держит форму. Используют в качестве подкладки при пошиве галстуков, платьев.
Шелковая Туаль
Чесуча (дикий шелк)
Удивительный материал с неоднородной фактурой, за счет того, что нити имеют разную толщину В производстве используют пряжу, полученную от дикого шелкопряда — тусса. Полотно прочное, мягкое, хорошо драпируется, но требует деликатного ухода. Используют при пошиве портьер, одежды.
Дикий шёлк Чесуча
Фуляр
Тонкая изящная материя. Из фуляра шьют легкие платки, шарфы, палантины. Пользуется популярностью у мастеров батика, краски ложатся на ткань идеально.
Шелк фуляр
Дюпон
Ткань очень плотная, жесткая, с легким глянцем. Индийский дюпон самый популярный материал. Используют для пошива штор, постельного белья, вечерней одежды.
Шелк Дюпон
Шелк эпонтаж (эпонж)
В переводе с французского eponge – губка. Ткань полотняного переплетения с шероховатой поверхностью однотонная или с геометрическим рисунком – клетка, полоска, меланж. Шьют женские и детские платья.
Креповые материи
К креповому типу шелка принадлежат полотна, которые были изготовлены с использованием правой или левой креповой крутки в основе или при помощи утке. Эта техника позволяет сделать материал шероховатым, мелкозернистым с подвижной структурой. Он отлично драпируется, тянется и обладает хорошей эластичностью. В этой технике используются два вида переплетения, в зависимости от того, что требуется на выходе – крепополотнянное или полностью креповое.
К самым распространенным типам креповых материй относятся:
- Креповый шифон – просвечивающая, легкая шелковая ткань, состоящая из двойной или тройной нитки крепа.
- Креп–жоржет – изящная шелковая материя, не такая прозрачная, как предыдущий представитель креповых тканей, к тому же она, более блестящая, и состоит из трех и четырех нитей.
- Креп-гофре – тонкая шелковая ткань, которая является производной от крепдешина либо креп–жоржета. Отличительная черта этого материала, как можно догадаться из названия, это «жатая» поверхность, которая получается при применении уточных ниток с различной креповой круткой.
Как отличить натуральный шелк от подделки
Опытный покупатель легко отличит натуральную шелковую материю от искусственной. Для новичков есть несколько способов, при помощи которых можно безошибочно определить настоящую шелковую ткань:
- Материал из натурального шелка имеет естественный, приглушенный блеск. При разном освещении меняет оттенок, переливается. Искусственный шелк имеет тусклый блеск и оттенок не меняет.
- При соприкосновении с телом натуральный шелк моментально приобретает температуру тела.
- Натуральный шелк имеет приятные тактильные ощущения. Он мягкий, нежный, легко плывет на руках, словно стекая. Искусстенный холоднее и жестче.
- Хорошо впитывает воду.
- При сминании материя постепенно расправляется, не оставляя заломов.
Недостатки искусственного материала
Несмотря на большое количество преимуществ у искусственного материала есть и минусы:
- К основным недостаткам можно отнести его способность накапливать электричество. Это свойство доставляет потребителям большие неудобства при носке, поскольку в самый неподходящий момент платье или юбка может прилипнуть к телу. Но решается проблема достаточно просто – нужно пользоваться специальным средством, антистатиком. У натурального материала такая проблема отсутствует.
- С тканью сложно работать. Искусственный шелк хорошо режется и гладится, но при этом края изделия сильно осыпаются. Поэтому многие начинающие мастерицы не рискуют брать его в работу. К тому же у ткани наблюдается повышенное скольжение, соответственно проводить раскройку деталей тоже непросто.
- Работать с шелковой тканью можно исключительно специальными иглами (они очень тонкие). При неправильно подобранной иголке в местах сшивания будут оставаться прорубленные дырки.
- Искусственный шелк сохраняет пятна на одежде. В отличие от натурального материала, маскирующего пятна и запахи, здесь, если человек вспотеет, останутся пятна. Отстирать их бывает сложно, на вещах остаются разводы даже при попадании чистой воды. В процессе глажения также нельзя мочить ткань, поскольку останутся следы, и вещь придется перестирывать.
Способ определить подлинность натурального шелка
Отделить несколько ниточек от материала и поджечь их.
- Натуральное шелковое волокно горит медленно, без копоти и не образуя расплавленного шарика на конце. Пепел от горения легко рассыпается. При этом ощущается запах паленой шерсти.
- Синтетический материал горит быстро, с копотью, нить плавится с образованием мягкого темного шарика на конце нити, который под воздействием воздуха быстро твердеет. Пахнет расплавленным пластиком.
- Вискоза горит быстро с запахом бумаги, оставляя за собой рассыпчатый пепел. Вискозу также как и бумагу производят из одного волокна – целлюлозы.
Уход за изделием из шелка
Чтобы вещь служила дольго не теряя своих качеств, необходимо соблюдать определенные правила ухода за изделием. На маркировке товара указывают способы стирки, утюжки, отношение к стиральной машине и хим.чистке.
Но общие правила ухода за изделием из натуральной шелковой ткани заключаются в следующем:
Использовать ручную стирку, изделие не тереть, не скручивать
- в стиральной машине только в режиме бережной стирки;
- температура воды для стирки и полоскания не выше 350. Под действием высоких температур белковая составляющая нити разрушается;
- использовать моющие средства только для деликатных тканей. От кондиционеров для белья лучше отказаться;
- при полоскании добавить столовый уксус для снижения щелочной среды, 100 гр 9% уксуса на 10 л воды;
- отжим щадящий: изделие не скручивать и не использовать барабан стиральной машинки для отжима;
- при высушивании исключить солнечные лучи. Сушить в расправленном виде;
- гладить с изнаночной стороны осторожно утюгом при температуре не выше 400.
Беречь деликатное изделие из шелка от попадания дезодорантов, духов, лаков для волос и др. химических веществ.
Несмотря на высокую стоимость, одежда из натурального шелкового материала очень популярна и престижна.
Шелкопряд для человека такое же полезное насекомое, как и пчела. Шелковичное производство всегда было выгодным вложением капитала.
Области применения муара
Несмотря на разницу в плотности и составе волокон муаровые ткани обладают рядом общих преимуществ, благодаря которым они всегда востребованы как в пошиве одежды, так и в интерьерном дизайне. К их основным достоинствам можно отнести:
- изысканный внешний вид;
- отличную драпируемость;
- способность держать форму;
- прочность и износостойкость.
Как уже говорилось выше, переливающаяся ткань настолько фактурно хороша, что не нуждается в нанесении рисунка. Ее выпускают гладкоокрашенной, используя при этом все богатство цветов и оттенков.
В XVIII-XIX вв. муар был невероятно популярен. На полотнах некоторых живописцев, творивших в те времена, его можно было увидеть везде. На них изображены дамы в муаровых платьях, отдыхающие в комнатах с окнами, украшенными переливающимися на свету портьерами, обставленными мебелью с узорчатой обивкой и обитыми бликующей тканью стенами.
Фрагмент старинного женского платья из громуара.
Сегодня область применения муара тоже очень разнообразна. Из него изготавливают:
- домашний текстиль (портьеры, гардины, покрывала и наволочки, скатерти);
- праздничную одежду (свадебные и вечерние платья и костюмы, женские блузы и мужские сорочки);
- наряды в стиле поп-арт и ретро;
- всевозможные аксессуары (клатчи, ленты, бальные туфли, галстуки);
- обивку для нарядной мебели не повседневного использования.
Вечерний костюм от Версаче из полушелкового муар-антика.
Великолепное свадебное платье из шелка и органзы.
Из муарового текстиля можно создавать одежду и декор любого кроя, но наиболее выигрышно цветовые переходы выглядят на достаточно большой гладкой поверхности без конструктивных швов.
Следует помнить, что муаровый узор портится от постоянного трения, поэтому такие ткани являются не самым лучшим материалом пошива мебельных чехлов и брюк.
Неизвестный художник. Портрет фельдмаршала графа А.В. Суворова (1730 – 1800 гг.)
Еще одно применение муаровой ткани, а точнее громуара, о котором нельзя умолчать ― наградные и орденские ленты. Их имеют ордена большинства государств. Для каждой награды полагается лента определенного цвета или сочетания цветных полос.